"Главный принцип любого успешного выпускника — это не бояться"

Дмитрий Александрович
Бизнес-аналитик, McKinsey & Company
Год основания:
1926
Количество сотрудников:
16500
Менеджмент компании:
Доминик Бартон (Управляющий директор)

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли в McKinsey: что окончили, была ли практика, как узнали о компании?

- Я из Санкт-Петербурга, окончил Санкт-Петербургский государственный университет. До декабря 2012 г. о существовании компании McKinsey я не знал. Тогда McKinsey проводила бизнес-ужин для студентов нашей бизнес-школы. Поясню, что это представляет собой: вам предоставляется шанс пообщаться с ведущими специалистами компании, например с партнёром, задать ему интересующие вас вопросы – касающиеся не только отбора и требований к кандидатам, но и самой компании, её жизни, её сотрудниках. Владимир Чернявский был тем человеком, который очень хорошо, понятно, доходчиво смог объяснить, что такого особенного есть в McKinsey и почему туда стоит стремиться. Кроме того, он рассказал мне, какие качества следует развивать, на что обращать внимание, чтобы пройти отбор. После этого я поставил перед собой чёткую цель – по окончании университета поступить на стартовую позицию в компанию. И мне это удалось. Я работаю в McKinsey уже 5 месяцев. Я стажировался одной из международных компаний сектора FMCG между первым и вторым курсом магистратуры. Здесь же стажировок я не проходил, в McKinsey я сразу пришёл в качестве штатного сотрудника. 

Как проходит процесс отбора в том случае, когда партнёр лично поддерживает ваше решение прийти в компанию? 

- Я хотел бы уточнить. Несмотря на то, что до начала процесса отбора вы можете знать большое количество людей из компании, это не даёт вам ровным счётом никаких преимуществ, это просто позволяет вам получить информацию о компании. Процесс отбора здесь стандартизирован и состоит из нескольких этапов. Вначале вы должны пройти так называемый «скрининг» резюме – это первоначальная оценка ваших достижений, изложенных в сопроводительном письме. В нём вы должны рассказать, почему видите себя в этой компании и почему считаете себя достойным этого места. Затем вы проходите тест на выявление ваших первоначальных аналитических навыков, он называется McKinsey Problem Solving Test (McKinsey PST) и достаточно широко известен. В случае успешного прохождения этого теста вас приглашают на так называемое «кейс-интервью», которое проходит в два раунда: в первом раунде вы общаетесь с менеджером проекта, либо с младшими партнёрами компании, а в финальном раунде вы общаетесь с партнёрами и старшими партнерами компании. В ходе кейс-интервью оцениваются ваши аналитические навыки: в течение ограниченного времени вы решаете задачи, а интервьюер задает вопросы, касающиеся вашей биографии, ценностей, того, как вы себя вели в тех или иных ситуациях. Совокупность этих оценок и определяет, сможете ли вы принять участие во втором раунде интервью и получить предложение о работе по его завершении. 

Дмитрий, на сайте McKinsey перечислены ведущие вузы, с которыми работает компания, и в основном это вузы Москвы. Могут ли попасть в компанию талантливые выпускники из других городов? 

- McKinsey известна тем, что её сотрудники приходят в компанию из самых разных отраслей, приезжают из разных городов России. Один из основополагающих принципов компании состоит в том, что вне зависимости от того, из какого мы института и города, нас объединяют общие ценности и взаимное уважение. Вы просто должны подать себя с профессиональной точки зрения, доказать, что вы заслуживаете работы в компании, обладаете рядом необходимых качеств. А список ключевых вузов — это, возможно, попытка сконцентрировать наши рекрутинговые усилия на тех образовательных учреждениях, которые представляют интерес для компании с точки зрения уровня обучения и специализации, не более того. 

А если человек сам по себе очень способный и был бы незаменимым специалистом, но он, например, менее амбициозен, сомневается или побаивается ответственности такого уровня – он может попасть в компанию? 

- Главный принцип любого успешного выпускника – это не бояться. Не бояться поступить в престижную бизнес-школу. Не бояться попасть на стажировку. Не бояться попасть в одну из самых авторитетных компаний сразу после института. Поверьте, в McKinsey прикладывают все усилия для того, чтобы человек, приступив к работе в компании, не начал бояться нагрузки, не растерялся. Не возникает ни на секунду ощущения одиночества, неуверенности в себе. Этого просто не допускают: команда вас поддерживает, и могу сказать по своему опыту, что ни разу за эти пять месяцев у меня не возникло ощущения, что работа слишком сложна или что мне что-то непонятно. 

Какие принципы в McKinsey являются незыблемыми, какие из них не может проигнорировать даже самый талантливый сотрудник? 

- Принципы работы в McKinsey – очень важная часть корпоративной культуры компании. Я не буду приводить полный список, лишь самое главное. Во-первых, это стремление усовершенствовать бизнес клиента, уважение к нему, полная ориентированность на потребности клиента. Во-вторых, это демократичность и открытость, отсутствие иерархии, что на практике означает, что я могу назначить встречу с партнёром, поговорить с ним о проекте или задать личные вопросы. И он всегда найдёт время со мной встретиться. В-третьих, это стремление достичь максимального качества во всём, что связано с работой. Это и качество корпоративной культуры, и качество выполняемых проектов, внутренних стандартов. Иными словами, в McKinsey все должны стремиться к наилучшему результату. Только такой результат является единственно приемлемым. Постоянное стремление к наилучшему результату, постоянное развитие, постоянное движение. 

Дмитрий, вы – аналитик крупнейшей в мире консалтинговой компании. Насколько ваш первый проект соответствовал вашим ожиданиям? 

- Я бы сказал так: и первый, и второй, и третий мои проекты за эти без малого полгода (а они бывают разные по продолжительности, от месяца до полугода и даже года) полностью соответствовали моим ожиданиям. Они сложные, как и любой проект в McKinsey, имеют стратегическое значение для страны в целом, требуют комплексного подхода и связаны с преодолением определенных трудностей. Но в McKinsey действует замечательная система разделения обязанностей в зависимости от вашей позиции. И аналитик, и консультант занимаются одним и тем же. Но аналитик в любой момент может обратиться за помощью к менеджеру проекта, аналитику готов помочь в любой момент консультант, и благодаря этому у вас не возникает сложностей в начале работы. У вас есть поступательное движение, за счёт которого вы переходите на новые ступени вашего развития. Именно поэтому проект оптимально сбалансирован с точки зрения сложности, уровня и объёма задач. 

Правда ли, что работа аналитика привязана к клиентскому офису? Какое в процентном соотношении количество времени вы проводите за пределами офиса своей компании? 

- Как я уже говорил, главная задача в McKinsey – это совершенствование бизнеса клиента. И поэтому, работая над проектом, мы находимся на производстве или в офисе клиента. Бывают ситуации, когда клиент находится от нас на расстоянии. И тем не менее, обычно значительная часть работы проводится на объектах клиента. На интенсивных проектах, требующих пристального внимания и погружения, у клиента мы проводим около 80% своего рабочего времени. Мы становимся частью коллектива, занимаем одну из комнат клиентского офиса. Это не тяжело, это происходит абсолютно органично, ну и, разумеется, клиент старается создать нам комфортные условия, потому что он тоже заинтересован в успехе проекта. Значительная часть проектов McKinsey реализуется для компаний, которые уже являются нашими клиентами. Как правило, клиент оказывается настолько впечатлён полученными результатами, что хочет продолжить работу, ориентированную на дальнейший рост. Бывает так, что дружеские отношения между клиентом и аналитиком McKinsey поддерживаются десятилетиями. Благодаря этому McKinsey демонстрирует то, чего не может продемонстрировать никакая другая компания: детальнейшее знание бизнеса клиента.

И всё же, почему стоит работать в McKinsey? Что бы вы сказали тем, кто выбирает между вашей компанией и компанией аналогичного уровня, но не связанной с консалтингом, например? 

- В первую очередь, это крайне интересная работа. Задачи, которые приходится решать консультантам McKinsey, уникальны не только для России, но и для многих других стран мира. Вторая причина – McKinsey предлагает замечательные возможности для сотрудников. Это и быстрый карьерный рост, и постоянное повышение квалификации. Это развитая система тренингов, обязательные тренинги длительностью от нескольких дней до недели, которые соответствуют вашему этапу развития – от аналитика до консультанта, от консультанта до менеджера проекта и т.д. И, наконец, третья причина, которая, возможно, является самой важной – это, конечно, люди. Так получилось, что в McKinsey собрались очень талантливые и интересные люди, а когда вы работаете и постоянно общаетесь с ними, вы постоянно развиваетесь. Сочетание всех этих преимуществ, на мой взгляд, позволяет сделать выбор в пользу McKinsey.