"Люди из Unilever были настолько отзывчивы, дружелюбны и позитивны, что я просто не могла не попробовать"

Евгения Одинцова
Директор по медиа и маркетинговым коммуникациям, Unilever
Год основания:
1930
Количество сотрудников:
7000
Менеджмент компании:
Майкл Трешкоу (председатель совета директоров), Пол Полман (главный управляющий)

Евгения, вы пришли в компанию Unilever на программу Future Leaders. Расскажите, пожалуйста, как это произошло? 

- Будучи студенткой Высшей школы экономики, я на полгода уехала учиться в Роттердамский университет и решила рассмотреть возможности прохождения стажировки в одной из компаний в Голландии. C точки зрения продуктов и культуры мне очень понравилась компания Unilever, офис которой как раз находился в Роттердаме. Я направила письмо на общий адрес электронной почты, в котором рассказала, что хочу у них стажироваться. Мне ответили, что в голландском офисе, к сожалению, нет открытых позиций, но они переправят мой запрос в московский офис. Это было удивительно, что мне, незнакомой студентке, вот так запросто сразу ответили, я же представляю, какое количество писем они получают. А потом произошло второе чудо: я получила ответ из московского офиса с предложением по возвращении поступить на программу Unilever Future Leaders. Люди из Unilever были настолько отзывчивы, дружелюбны и позитивны, что я просто не могла не попробовать. Это был 2001 год, и сам процесс отбора на программу произвел на меня большое впечатление. Директора и вице-президенты провели с нами целый день. Меня покорил их профессионализм, атмосфера открытости и доверия, то, как они общались со всеми студентами. Когда все закончилось, нам пообещали позвонить на следующий день. Я всю ночь практически не спала, все думала, как же мне хочется попасть в эту компанию. Очень переживала. И когда утром мне позвонили и сказали, что я принята на программу, я была просто в восторге. Программа предполагает несколько ротаций в разных отделах, и обычно первое назначение приходится на головной офис. Но я сразу попала на производство и очень рада, что все сложилось именно так, потому что я сразу увидела реальные продукты и людей, которые за них не просто отвечают, буквально горой стоят! После этого мне довелось поработать в отделах планирования, управления цепями поставок, маркетинга и продаж. Я побывала в разных городах, где познакомилась с прекрасными людьми. Сейчас я вспоминаю то время с такой же теплотой, как и студенческие годы. А по окончании программы мне предложили позицию территориального менеджера по продажам, где я должна была отвечать за восемь городов.   

Тяжело ли было совмещать работу и учебу в магистратуре?

- К моменту окончания магистратуры у меня была только одна мысль: «Сейчас закончу учиться и никогда больше не пойду». Но после этого я пошла в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по экономике. У меня есть желание развиваться и добиваться баланса между работой и другими интересами. И в Unilever это приветствуется. Компании нужны разносторонне развитые люди, которые не зациклены исключительно на работе и понимают, как устроен остальной мир, чем он живет.  

Вы сказали, что выбрали Unilever в том числе и благодаря ее культуре. Как бы вы могли ее описать сейчас, когда познакомились с ней изнутри?

- Компания очень сфокусирована на людях: и сотрудниках, и потребителях. Это проявляется во всем. У нас замечательная атмосфера - очень открытая, дружелюбная, позитивная. Мы чувствуем заботу. В Unilever поощряется инициатива. Например, мы именно так организовали рекламную поддержку кампании бренда Domestos по обеспечению чистоты в больницах. У нас не было никаких инструкций, это не было прописано в наших задачах. Но мы увидели эту возможность и захотели ей воспользоваться, согласовали с руководителями и сделали. Конечно, у нас есть отлаженные процедуры и процессы, но вот эта общая нацеленность на результат, готовность действовать самостоятельно – это очень здорово. Мы не навешиваем ярлыки, мы ценим честность, открытость новому. Инновационность в ДНК нашей компании. Мы используем единые принципы отбора к людям на всех уровнях. Когда я приезжаю на тренинги в другие страны и встречаю там коллег из Японии, Латинской Америки, Арабских Эмиратов, я поражаюсь, насколько мы все разные и в то же время насколько мы похожи друг на друга. Все дело в том, что мы разделяем одни и те же ценности. Мы высоко ценим честность, у нас нет подковерных игр и интриг, у нас принято открыто давать обратную связь. У нас совершенно прозрачен процесс принятия решений, в частности решения о продвижении сотрудников принимаются коллегиально. Благодаря этому у нас очень высок уровень доверия друг к другу. Все это в совокупности позволяет сформировать в компании уникальную среду.  

Какие качества сотрудников ценятся в такой корпоративной культуре?

- Коммуникабельность, стремление к саморазвитию и развитию своей команды, умение работать в команде. Мы часто спрашиваем кандидатов, что они в себе развили в последнее время, что для этого сделали. Это не обязательно означает учебу за партой, ведь можно учиться в работе, инициировать новый проект, делать что-то, чего раньше не делал. Тем, кто хочет развиваться, мы помогаем составить план индивидуального развития.   

Unilever последние четыре года является работодателем номер один в сфере FMCG. В чем секрет вашего успеха? 

- Первое, что мы сделали, это поставили себе цель стать лучшим работодателем. После этого мы провели большое количество внутренней работы. Мы должны были рассказать людям о Unilever, но понимали, что отдел по работе с персоналом в одиночку с этим не справится. Поэтому в программы работы со студентами и нашими будущими сотрудниками вовлечены менеджеры, директора и вице-президенты вместе с Генеральным директором компании. Мы участвуем в карьерных ярмарках, у нас большая программа семинаров, где мы рассказываем учащимся университетов о том, что мы делаем, делимся опытом. Мы проводим кейс-чемпионат, где лидеры бизнеса выступают в качестве судей, дают обратную связь участникам. К тому же мы изменили сам процесс отбора на программу Future Leaders, он стал более комплексным и сложным. На последнем этапе проводится центр оценки, в котором участвуют шесть студентов и шесть наших директоров. Причем может быть так, что мы примем на работу всех шестерых молодых людей или не примем никого. У нас достаточно амбициозные цели по качеству людей, которых мы планируем набрать, поэтому иногда бывает два центра отбора в неделю. Для нас это, конечно, большие инвестиции нашего времени. Но мы идем на это сознательно, потому что должны быть уверены в том, что отбираем действительно лучших.   

Почему вы бы рекомендовали молодому таланту прийти именно в Unilever?

- В Unilever молодые сотрудники сразу участвуют в реальных проектах, у нас масса возможностей для развития, можно отправиться на стажировку за границу. Unilever – это не просто бизнес. Мы стремимся менять мир вокруг нас к лучшему, снижать негативное влияние на окружающую среду. И мы реально это делаем. Например, мы помогаем молодым девушкам повысить самооценку, используем возобновляемые источники ресурсов, большинство наших ингредиентов производятся так, чтобы избежать вреда для окружающей среды. У нас яркие бренды, с которыми интересно работать. Очень многие приходят к нам по рекомендации тех людей, которые уже работают в Unilever – действует «сарафанное радио».   

Что сейчас входит в ваши обязанности, что вы больше всего любите в работе? 

- Я занимаю позицию директора по медиа и маркетинговым коммуникациям, обеспечиваю рекламные места для наших кампаний, вместе с отделом маркетинга участвую в разработке коммуникационной стратегии. Также в мои обязанности входит определение трендов и поиск инновационных возможностей. Например, когда в метро появился wi-fi, Unilever стал одним из первых рекламодателей. Когда социальная сеть ВКонтакте запустила рекламу в своем приложении для мобильных устройств, мы также первыми приняли участие. Сейчас мы совместно с РБК-ТВ запустили кулинарное шоу, которое будет рассказывать о современных тенденциях в кулинарии для занятых деловых людей. С телеканалом СТС и брендом Lipton мы реализовали проект «Чайный путь»: выбрали людей, которые отправились в Индию, чтобы выполнять задания и исследовать чайные плантации, знакомиться с традициями. От подобных проектов выигрывают все: и потребители, и телеканалы, и мы. Мы ищем такие инновационные возможности. И это именно то, что я больше всего люблю в работе. На самом деле я такой человек, люблю все новое. Мне нравится делать что-то новое, знакомиться с новыми людьми, искать новые тренды, открывать в себе новые стороны. Возможно, это странно слышать от человека, проработавшего в одной компании 13,5 лет, но это еще одна уникальная особенность Unilever. Когда я начинаю думать, что хочется чего-то нового, компания предлагает мне какой-то совершенно новый проект. Компания стимулирует эту мою черту, и получается симбиоз. Я счастлива, и компания счастлива. Конечно, не всем сотрудникам требуется то же самое, но в Unilever возможны разные пути развития карьеры. Просто ты должен знать, чего хочешь, быть результативным. Даже если прямо сейчас нет какой-то возможности, надо немного подождать, и она обязательно появится.